- Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе
безнравственно, – безнравственно с научной точки зрения.
(О. Уайльд)
безнравственно, – безнравственно с научной точки зрения.
(О. Уайльд)
Гениальнейшая книга, "Портрет Дориана Грея", - она многослойна, как слоеный пирог. Сколько бы ты ее не читал, ты каждый раз находишь что-то новое, что раньше не замечал. Сколько раз эту книгу пытались экранизовать, и все же, на мой взгляд, получалось совершенно не то. "Дориан Грей" стал совершенно иной экранизацией.
Этот фильм цепляет с первого же мгновения. Главное, что удалось передать сценаристам и режиссеру - это атмосферу уайльдовской Англии. Все именно так, как ощущалось при прочтении книги.
Актерский состав просто потрясающий. Дориан Грей, юный мальчик, превратившийся в порочную и циничную тварь, в исполнении Бэна Бёрнса словно сошел со страниц книги. Эта игра совершенно не похожа на игру пресловутой недоделанной актрисули, сыгравшей Бэллу в сумеречной саге. Если у последней все эмоции были отыграны с абсолютно кирпичным выражением лица, до Бёрнс показал все те внутренние переживания, рвущиеся наружу, просто идеально. Сначала несколько разочаровывает Бэзил Холлуорд, которого сыграл Бен Чаплин. Где же присущие Бэзилу черты характера, где все то, что отличало художника, что создавало такой дикий контраст Холлуорда с лордом Генри? К сожалению, этого показано не было, но потом Чаплин то ли примелькался, то ли втянулся, и своей игрой не раздражал. Колин Фёрт и лорд Генри вне всякой конкуренции, именно так и должен был преподносить себя Генри Уоттон.
Что касается сюжета, тот здесь все, конечно же, вполне предсказуемо. Создатели фильма поставили акцент именно на чувственных наслаждениях, многое упростив и опустив, обгрызли канву падения Дориана, оставив на виду то, что в книге было преподнесено более аккуратно. Но, собственно, я не стану придираться к огрешностям, лично я всем все простила. Если бы все снимали исключительно по книге, этот фильм носил бы иное название. Еще в сентябре было понятно, что это будет, скорее, фильм по мотивам. И от фильма по мотивам лично я такого эффекта не ожидала.
Мы усаживались на свои места с легким выражением скептицизма на лицах. Лично я ожидала уйти из кинотеатра с испорченным настроением и изрядной долей злости, ибо это уже стало стереотипом - никто и никогда не снимал классику так, как должна сниматься классика. Это попросту невозможно.
Однако фильм оказался абсолютно не тем, чем его ожидали увидеть. Начало фильма слегка удивляет, из него совершенно неуместно выкинуты ключевые моменты первого общения Дориана с Гарри, переживания Бэзила. Все это наверстано несколько...своеобразно, но тем не менее)
Гарри Уоттон просто бесподобен. В его устах, точнее, в устах Фёрта, уайльдовские афоризмы приобретают ту живость, какую не дала книга. Правда, мне не понравилось, что было выкинуто несколько фраз, которые очень четко отражали внутренний мир Гарри. Одна из них - это моя любимая цитата, стоящая у меня в эпиграфе. Этот момент был заменен двумя сценами - сценой, как лорд Генри наблюдает за последним прощанием Дориана и Сибиллы, довольно улыбаясь, и, уже много позже, сценой сжигаемых писем Дориана. Это выглядело очень символично. Да и вообще весь фильм просто переполнен символами - Дориан, прислонившийся к решетке (съемка с другой стороны решетки), письма Дориана, сгораемые в жарком пламени, разбитые зеркала, увядшие цветы, и, разумеется, портрет.
О, портрет! Его сделали настолько безобразным, что просто нет слов.
Очень здорово был показан высший свет - внешний лоск, за которым скрываются порочные и развратные натуры. Вообще, в ДГ было ну очень много внимания уделено порокам и лесенке, по которой Дориан спускался в пучину этих самых пороков. Еще одним символом стала встреча в опиумном притоне двадцать пять лет спустя - безукоризненно прекрасный Дориан и когда-то блистательная в высшем свете юная девочка, ныне - обезображенная сифилисом шлюха.
Пороку чувственных наслаждений в фильме уделено даже слишком много места. Сцены развратного, грубого секса и абсолютно довольного лица Дориана вызывают только две эмоции - отвращение и брезгливость. Неожиданностью стала эпизодическая сцена постельных утех Дориана и Холлуорда. Уайльд никогда не делал чувства художника к Дориану настолько явными, все это было в виде намеков в самом начале. Сценаристы решили иначе. Вместо восхищения Холлуорда Дорианом и собственным портретом, в фильме имеет место вожделение Дориана и меркантильное желание выставить портрет во что бы то не стало. За что, собственно, художник и поплатился жизнью. Дориан хладнокровно вытер руки окровавленным шарфом бывшего друга и любовника, сбросив тело в реку.
Наркотики, секс с истязаниями, выпивка, годы...и бесподобный, блистательный, восхитительный Дориан (Боже, как он был сыгран). Все пороки его души отражаются на его портрете, одно единственное мимолетно сорвавшееся с губ "да" решило всю его жизнь. Душа его гниет, она пуста, она обезображена, но...только на портрете. Дориан на портрете давно стал обезображенным стариком-сифилитиком. Дориан в жизни - все тот же восхитительный юноша. Но этого юношу давно уже не приводит в отчаянье то, что он не может помочь умирающему на улице ребенку, его давно уже перестало волновать то, что он, хоть и не своими руками, убил свою любимую девушку, на которой собирался жениться. Это циничный, с абсолютно пустой душой, ублюдок. Его только обрадовала смерть Джима - это лишь означало, что никто не узнает некоторых его тайн.
Мне не очень понравилось решение сценаристов линии с шансом на искупление Дориана. Но, нужно помнить, что время фильма ограниченно, съемки дорогие, и все такое прочее. Несколько символов из книги были заменены невесть откуда взявшейся дочерью Гарри, в которую Дориан впервые за многие годы после убийства Сибиллы искренне влюбляется. Именно эта любовь заставляет его забыть о жажде убить ее отца, заставляет его разжать ее руки и повернуться к своему горящему, с руки лорда Генри , который просто не смог сдержать эмоций, портрету. Портрет до последних минут внушает ужас. Когда Дориан протыкает его грудь шпагой, все то, чем было обезображено лицо портретного Грея, тут же проступает на лице Дориана настоящего. Последняя битва Дориана за свою душу оказывается выиграна - он еще раз вонзает нож в портрет, превращается в обезображенного старика и падает на горящий пол. Гарри успевает вытащить дочь из дома до того, как раздается взрыв от утечки газа.
Концовка фильма заставляет простить команде, работавшей над фильмом, все погрешности.
"Бедный мальчик", - лорд Генри уже далеко не так молод, как раньше, и ходит теперь только с тростью. Его лицо обезображено следами пожара в доме Грея - "что с тобой стало".
Он закрывает дверь на чердак, где одиноко, в куче хлама, в обгоревшей раме, стоит портрет прекрасного, восхитительно красивого юноши, который умер, успев очистить свою душу от порока.
Не смотря на многие погрешности, недоговорки, обгрызенную канву фильма, - он снят просто бесподобно. И я советую его к просмотру всем.